Как осуществлять диагностику и контроль за учебной деятельностью учащихся на уроке?
Основной закон усвоения знаний требует реализации всех этапов усвоения учебного материала школьниками: 1) восприятие à 2) осмысление à 3) понимание à 4) закрепление à 5) применение. С помощью проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся выявляется уровень достигнутых результатов усвоения знаний на каждом этапе.
Проверка при обучении содействует развитию памяти, мышления учащихся, приводит в систему их знания, уточняет их. Хорошая, объективно поставленная учителем оценка стимулирует деятельность ученика, вызывает желание учиться лучше.
Типологию форм проверки учебных достижений учащихся можно представить по следующим основания:
- по методической направленности (текущая, тематическая, итоговая);
- по охвату учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированная);
- по периодичности (эпизодическая, систематическая);
- по дидактической цели (предварительная, диагностическая, обобщающая) и др.
Следует четко разграничивать понятия «отметка» и «оценка». Под оценкой понимается процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов усвоения школьником учебного материала планируемым целям. Отметка есть результат процесса оценивания, выраженный в знаковой или балльной форме.
Выделяются следующие общие критерии оценки учебных достижений учащихся по физике:
- предметно-содержательные (полнота, осмысленность, обобщенность знаний, умений и навыков учащихся);
- деятельностные (прочность, действенность, мыслительные операции);
- индивидуально-личностные (активность, самостоятельность, критичность и др.).
В системе средств оценивания учебных достижений учащихся по ряду учебных предметов на современном этапе появилось новое средство — портфолио. Рассмотрим более его достоинства и недостатки в сравнении с традиционными средствами контроля знаний учащихся (зачет, экзамен, контрольная работа).
Что касается портфолио или «портфеля достижений» ученика, то следует отметить, что данное средство представляет собой систему накопительной оценки (сбор и накопление учащимися своих достижений: продуктов деятельности и комплекта оценочного материала). Эта альтернативная форма контроля учебных достижений учащихся не является чем-то абсолютно новым в дидактике. К примеру, в США портфолио используется с середины 1980 г.
Достоинства «портфеля достижений» ученика как дидактического средства:
- усиливает роль ученика в организации самоконтроля учебной деятельности, в формировании оценочных умений и навыков;
- стимулирует мотивирует деятельность ученика;
- индивидуализирует оценивание учебных достижений школьников при изучении учебного предмета;
- опирается на положительное в оценке учебных достижений учащихся;
- обеспечивает высокую вариативность содержательности оценивания учащихся и др.
Недостатки использования портфолио при обучении:
- гиперболизирует у школьников формальные ценности образования;
- отсутствие единых критериев оценки портфолио;
- сколько должно быть у ученика портфолио?;
- каков период накопления «портфеля достижений» школьником?;
- каков минимальный и максимально возможный объемы портфолио учащихся по учебному предмету? И др.
Результаты контроля и оценки фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, его достижения в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения, сформированные компетенции.
Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся чаще всего в обучении устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.
Главная цель поурочного контроля состоит в том, чтобы проверить и оценить степень усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы.
Функции поурочного контроля: стимулирующая, корректирующая и воспитательная и др.
Механизм осуществления поурочного контроля: оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Безусловно, учитель наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.
Насколько периодично следует оценивать учащихся?
Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Однако, чем чаще это происходит, тем эффективней учебно-воспитательный процесс.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала конкретной темы. Виды тематического контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, рефераты и другие методы и средства контроля.
Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется учителем с учетом конкретных условий и специфики учебного предмета.
На современном этапе является принципиально важным отслеживание развития ключевых компетенций у учащихся.
Для выделения критериев оценки уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся рекомендуем познакомиться с группами умений, которые формируются у обучаемых при овладении ими теми, или иными компетенциями, по которым можно диагностировать и оценивать уровень сформированности у школьников ключевых компетенций.
Группа 1. Ценностно-смысловые компетенции:
- формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Группа 2. Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт освоения научной картины мира.
Группа 3. Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Группа 4. Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Группа 5. Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Группа 6. Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Примерный перечень вопросов для самоанализа учителем урока
- Место урока в разделе, теме. Содержательно-понятийная взаимосвязь учебного материала урока с другими занятиями в рамках данной темы.
- Анализ психолого-педагогической диагностики когнитивных способностей и личностных характеристик учащихся классного коллектива: стили мышления, тип темперамента, критерий «доминирование правого-левого полушария», ведущие каналы восприятия учебной информации, уровень сформированности у школьников навыков самоорганизации и взаимообучения, данные социометрии на наличие лидеров в классном коллективе и др.
- Дайте самооценку эффективности проведенного вами урока с позиции его системности:
3.1. Диагностичность постановки целей урока. Реальность их достижения в рамках учебного занятия.
3.2. Эффективность реализации технологической карты урока.
3.3. Рациональность использования времени на уроке.
3.4. Рациональность приемов и методов, используемых для реализации целей и задач урока.
3.5. Наличие контроля образовательных достижений учащихся на уроке.
3.6. Как обеспечивались на уроке условия по устранению формализма в знаниях, умениях, навыках учащихся.
3.7. Как и насколько эффективно через содержание учебного материала реализовывалась воспитательная функция урока?
3.8. Какими дидактическими средствами обеспечивалась на уроке наглядность подачи учебной информации?
- Дайте самооценку эффективности урока с позиции его личностной ориентации
3.1. Наличие (отсутствие) личностного целеполагания на уроке.
3.2. Возможность творческой самореализации учеников на уроке.
3.3. Эвристичность выполняемых учащимися заданий на уроке.
3.4. Возможность получения учениками собственных «открытий».
3.5. Рациональность способов поддержки мотивации и познавательной активности учащихся на уроке.
3.6. Реализация принципа индивидуализации обучения на уроке.
- Выделите наиболее существенные, по-вашему мнению, недостатки урока:
- 1. В построении целей, содержания, этапов урока, технологической карты.
- 2. В управлении процессом учения учащихся.
- 3. В содержании учебных заданий.
- 4. В организации контроля учебных достижений и рефлексии учащихся.
- 5. В формулировании домашнего задания.
- Укажите причины возникновения данных недостатков на уроке и способы устранения в последующем.