«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».
Эрнест Легуве
Современная жизнь – бушующий океан возможностей, манящий яростью своих вод. Современная жизнь – совокупность умиротворяющих штилей и разрушающих штормов. Задача современного учителя – научить своих учеников выживать в этой нестабильности. Дай человеку рыбу, и ты накормишь его на целый день. Научи его ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь. Я выращиваю бесстрашных рыбаков!
Моя задача не просто передавать детям знания, а учить их умению адаптироваться в новых условиях жизни. Именно потому я считаю, что акцент необходимо перенести с преподавательской активности учителя на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников. Задача современного учителя- дать понять, что жизнь, с ее скоростным развитием, – это постоянное обучение новому. Для меня очень важно привить своим ученикам умение самостоятельно увеличивать багаж своих знаний, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее и применять. Мой лозунг: «От знаний к практическим умениям!» Только так можно выжить в самых разрушительных штормах. И я даю команду своим ученикам: «На кораблике детства поднять паруса! »
Получив диплом, я с удовольствием вернулась в родную школу, только уже в новой роли- в роли учителя. Я пустилась в плавание на одномачтовой лодочке с багажом знаний, полученных в университете. Океан того времени был тихой гаванью, и я следовала по течению гладких, как шифон, вод. Мое преподавание базировалось на сухом изложении материала, пожелтевших страницах устаревших учебников, веренице формул, нацарапанных на школьной доске, деревянной указке и кипе школьных тетрадей. На многочисленные вопросы учеников, зачем нам нужна математика?, могла лишь с улыбкой ответить: «Она пригодится вам в дальнейшей жизни. Через две недели- контрольная».
Вскоре в школьную программу был введен новый предмет- информатика. Тогда учителей не хватало, и мне, молодому педагогу, доверили вести уроки, открывающие дорогу в новое неизведанное будущее. Я получила квалификацию учителя математики с правом преподавания информатики, что стало началом становления моего развития как настоящего педагога. Сейчас моя жизнь не отделима от компьютера.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашу жизнь, наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Для ученика XXI века ключевыми компетенциями стали сотрудничество, коммуникация, креативность, критическое мышление, а также информационные, медийные и технологические навыки и компетенции.
Педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
«Рост профессионализма особенно важен в современных условиях, — считает президент В. Путин — Раньше учитель был, может быть, единственным источником информации, а сегодня таких источников очень много, они бьют ключом и оставаться на уровне конкурентоспособности сложно. Надо проявлять и усердие, и творческие навыки, и талант. Без этого быть интересным сегодняшнему ученику практически невозможно.»
Мое педагогическое кредо – плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Поэтому общение с детьми строю на принципах сотрудничества, вместе выполняя задуманные нами проекты.
Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и цель учителя – выявить одаренность каждого ученика.
Я никогда не считала себя только учителем-предметником. Станиславский считал, что хороший режиссер должен умереть в своем актере. Я думаю, что хороший учитель должен быть продолжен в победах и достижениях своих учеников. Я горжусь нашими победами!
Мои ученики стали призерами олимпиад по математике и информационным технологиям, конкурсов «Лимон», «Математик- лингвист», международного конкурса «Кенгуру»; победителями городских и республиканских конкурсов научно- исследовательских работ : «Юный исследователь», «Шаг в науку», городской конференции исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Ученик 21 века: пробуем силы- проявляем способности». Весь этот путь мы прошли вместе этап за этапом, учась на ошибках, совершенствуя знания и навыки, исследуя мир. Не всегда победа приходит сразу, иногда это целое восхождение на вершину. И мы покорили свой Эверест — первая победа на III этапе защиты научно- исследовательских работ МАН !
Один из важных принципов рыбака- занятие своё нужно любить, а потому иметь терпение. Нельзя думать, что жирный карась попадется на крючок в первую же минуту. Твори, дерзай и увлекай! Вот девиз педагога XXI века. Но как сказал Г. Лансон: «Нет творчества без самоотдачи и без страдания».
Я не знаю, что ждет моих учеников – залитая солнцем морская гладь или подводные глыбы, потопившие множество кораблей. Но самая главная моя задача – научить не бояться рисковать.
Если у вас есть паруса- не цепляйтесь за якорь!