Технологическая карта урока
Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.
Логика конструирования технологической карты (по Т.И.Шамовой):
1) определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся;
2) определение первого и заключительного учебных занятий;
3) разбиение содержания изучаемой темы на блоки;
4) определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий;
5) прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий;
6) составление заданий для самоконтроля учащихся.
Примеры форм технологических карт уроков:
Вариант 1.
Этапы урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы и формы обучения | Прогнозируемый результат образовательной деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
Вариант 2.
Этапы урока, предполагаемый результат | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы и формы обучения | Примечания |
Вариант 3.
Деятельность учителя | Этапы урока | Деятельность учащихся | Методы, приемы и формы обучения | Замечания и корректировка действий учителя на уроке |
Информационно-познавательное обеспечение урока | ||||
Дидактическое обеспечение урока | ||||
Технолого-деятельностное обеспечение урока | ||||
Реализация эмоционально-ценностной среды урока | ||||
Контрольно-коррекционное обеспечение урока |
Как диагностично определить цели урока?
Самое главное на любом уроке – это деятельность учеников. Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.
Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков.
Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».
- Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
- Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
- Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
- Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …
Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.
- Способствовать тому-то … и тому-то…
- Создать условия для того-то… и того-то …
- Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся того-то… и того-то…
- Содействовать тому-то … и тому-то…
Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.
Приведем еще примеры дидактических целей:
«Выявление и закрепление знаний по теме …»
«Устранение пробелов в знаниях учащихся …»
«Введение новых понятий (идет их перечень) …»
«Обучение навыкам чтения …»
«Изучения схем включения …»
«Изучение принципа действия и устройства …»
«Расширение знаний о …»
«Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …»
«Изучение способов определения …»
«Изучение последовательности действий …»
«Изучение общих схем …»
«Изучение назначения различных …»
«Изучение особенностей протекания явлений …»
«Знакомство с порядком выполнения действий …»
«Систематизация и обобщение знаний по теме …»
Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:
«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …»
«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствование воспитанию бережливости и экономии при …»
«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»
«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
Основаниями для педагогического целеполагания на отдельный урок можно считать следующие параметры
Таблица
Критерии качества образования учащихся | Виды целей и задач | Содержательная основа для постановки целей | Способы формулирования целей и задач |
Обученность | Образовательные цели обучения в школе | Разделы учебных программ «Учащиеся должны знать и уметь» по общеобразовательным предметам | Через действия учащихся, которыми они овладевают к окончанию обучения в школе |
Личностное развитие | Задачи личностного развития учащихся, компетенции. | Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников.Списки ценностей и ключевых компетенций.Содержание изучаемого материала по всем учебным дисциплинам учебного плана школы | С помощью слов: «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «организовывать» и др. |
Здоровье | Здоровьесберегающие цели. | Показатели здорового человека данного школьного возраста.Валеологические знания, знания о состоянии здоровья учеников на период реализации образовательной программы школы. | Через особенности здоровьесберегающей среды учебно-воспитательного процесса |
Сравнительная эффективность приемов и методов обучения учащихся
При выборе приемов и методов обучения важно учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых (тип темперамента, тип канала восприятия учебной информации и др.). С этой целью целесообразно руководствоваться следующими таблицами, которые нами разработаны с учетом многолетней практики работы в классах с повышенным и углубленным изучением предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла.
В данных таблицах для удобства используются специальные символы: 1) (+!) означает, что данный метод/прием лучше других эффективен для решения конкретных педагогических задач; 2) (+) или (-) означает, что метод/прием пригоден или непригоден для решения тех или иных образовательных целей и задач.
Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся | |||
Методы и приемы обучения учащихся | Типы учеников по каналу восприятия учебной информации | ||
Аудиалы | Визуалы | Кинестеты | |
Словесные репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.) | +! | – | – |
Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.) | +! | – | – |
Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов) | + | + | – |
Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.) | – | +! | + |
Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.) | + | + | – |
Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.) | – | +! | – |
Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов, написание сочинений и др.) | – | + | +! |
Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.) | – | + | – |
Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся | ||||
Методы и приемыобучения учащихся | Типы темпераментов учеников | |||
Сангвиники | Холерики | Флегматики | Меланхолики | |
Репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.) | + | – | + | +! |
Проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.) | +! | + | + | + |
Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов) | +! | + | +! | + |
Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.) | + | +! | + | – |
Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.) | + | + | + | – |
Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.) | + | +! | + | + |
Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов) | + | +! | + | + |
Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.) | + | – | +! | + |
Опираясь на содержание данных таблиц можно научно-обоснованно подходить к процедуре отбора наиболее приемлемых методов и приемов обучения учащихся на уроках разных типов.
спасибо за интересную подборку технологических карт, обязательно воспользуюсь в своей работе!!!
Рада делиться опытом.