Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.

Логика конструирования технологической карты (по Т.И.Шамовой):

1) определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся;

2) определение первого и заключительного учебных занятий;

3) разбиение содержания изучаемой темы на блоки;

4) определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий;

5) прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий;

6) составление заданий для самоконтроля учащихся.

Примеры форм технологических карт уроков:

 

Вариант 1.

Этапы урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы   и формы обучения Прогнозируемый результат образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение
             

 

Вариант 2.

Этапы урока, предполагаемый результат Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы   и формы обучения Примечания
           

 

Вариант 3.

Деятельность учителя Этапы урока Деятельность учащихся Методы, приемы   и формы обучения Замечания и корректировка действий учителя на уроке
Информационно-познавательное обеспечение урока        
Дидактическое обеспечение урока        
Технолого-деятельностное  обеспечение урока        
Реализация эмоционально-ценностной среды урока        
Контрольно-коррекционное обеспечение урока        

Как диагностично определить  цели урока? 

Самое главное на любом уроке – это деятельность учеников. Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.

Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.

Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков.

Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».

  1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
  2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
  3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
  4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.

  1. Способствовать тому-то … и тому-то…
  2. Создать условия для того-то… и того-то …
  3. Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся того-то… и того-то…
  4. Содействовать тому-то … и тому-то…

Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Приведем еще примеры дидактических целей:

«Выявление и закрепление знаний по теме …»

«Устранение пробелов в знаниях учащихся …»

«Введение новых понятий (идет их перечень) …»

«Обучение навыкам чтения …»

«Изучения схем включения …»

«Изучение принципа действия и устройства …»

«Расширение знаний о …»

«Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …»

«Изучение способов определения …»

«Изучение последовательности действий …»

«Изучение общих схем …»

«Изучение назначения различных …»

«Изучение особенностей протекания явлений …»

«Знакомство с порядком выполнения действий …»

«Систематизация и обобщение знаний по теме …»

Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:

«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …»

«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствование воспитанию бережливости и экономии при …»

«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе …»

«Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»

«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

«Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

«Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Основаниями для педагогического целеполагания на отдельный урок можно считать следующие параметры

Таблица

Критерии качества образования учащихся Виды целей и задач Содержательная основа для постановки целей Способы формулирования целей и задач
Обученность Образовательные цели обучения в школе Разделы учебных программ «Учащиеся должны знать и уметь» по общеобразовательным предметам Через действия учащихся, которыми они овладевают к окончанию обучения в школе
Личностное развитие Задачи личностного развития учащихся, компетенции. Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников.Списки ценностей и ключевых компетенций.Содержание изучаемого материала по всем учебным дисциплинам учебного плана школы С помощью слов: «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «организовывать» и др.
Здоровье Здоровьесберегающие цели. Показатели здорового человека данного школьного возраста.Валеологические знания, знания о состоянии здоровья учеников на период реализации образовательной программы школы. Через особенности здоровьесберегающей среды учебно-воспитательного процесса

Сравнительная эффективность приемов и методов обучения учащихся

При выборе приемов и методов обучения важно учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых (тип темперамента, тип канала восприятия учебной информации и др.). С этой целью целесообразно руководствоваться следующими таблицами, которые нами разработаны с учетом многолетней практики работы в классах с повышенным и углубленным изучением предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла.

В данных таблицах для удобства используются специальные символы: 1) (+!) означает, что данный метод/прием лучше других эффективен для решения конкретных педагогических задач; 2) (+) или (-) означает, что метод/прием пригоден или непригоден для решения тех или иных образовательных целей и задач.

 

Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся
Методы и приемы обучения учащихся Типы учеников по каналу восприятия учебной информации
Аудиалы Визуалы Кинестеты
Словесные репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.) +!
Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.) +!
Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов) + +
Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.) +! +
Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.) + +
Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная  презентация и др.) +!
Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов, написание сочинений и др.) + +!
Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.) +

 

 

Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся
Методы и приемыобучения учащихся Типы темпераментов учеников
Сангвиники Холерики Флегматики Меланхолики
Репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.) + + +!
Проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.) +! + + +
Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов) +! + +! +
Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.) + +! +
Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.) + + +
Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.) + +! + +
Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов) + +! + +
Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.) + +! +

 

Опираясь на содержание данных таблиц можно научно-обоснованно подходить к процедуре отбора наиболее приемлемых методов и приемов обучения учащихся на уроках разных типов.

 

 

full reportпродвижение сайта харьков ценашины купить киев

2 комментария

  1. спасибо за интересную подборку технологических карт, обязательно воспользуюсь в своей работе!!!

Добавить комментарий для Елена Чепурко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>